Незаконные двигатели появляются в Украине различными путями. Первый и, наверное, самый распространённый на территории Евросоюза (особенно в Италии): группа лиц договаривается с владельцами якобы украсть их застрахованные двигатели (часто – вместе с лодкой); «пострадавшие» заявляют о «пропаже» лишь после того, как их имущество уже покинет пределы Евросоюза, и получают страховое возмещение плюс часть стоимости «украденного». Доволен нечестный владелец, довольны и преступники – после пересечения границ Евросоюза украденное отследить трудно. А в последнее время махинаторы и вовсе обнаглели: поставляют новые двигатели прямо в упаковке. Это значит, что их подельники покупают товар и сразу передают его заказчикам, даже не ставя двигатель на лодку.
Второй способ, всем до боли знакомый – реальная кража судна с мотором. В укромном месте двигатель снимают, провода управления обрезают, а лодку топят, потому что по ней легко выйти на след преступников.
В Украине действует своя группировка, отвечающая за сбыт контрабандного товара. Его активно рекламируют и продают через специализированные сайты (авториа, автобазар и т.п.), а также рассылают предложения различным торговым предприятиям, профильным магазинам. Такие двигатели обеспечиваются приходными документами либо от несуществующих уже фирм, либо от частных предпринимателей (а их попробуй найди). В свою очередь торгующий субъект выписывает документы купли-продажи уже от собственного имени на конечного покупателя. А того даже не настораживает сомнительное происхождение товара (обрезанные провода, отсутствие приборов). Для него главное, что такой двигатель стоит раза в три дешевле официального нового и вдвое дешевле уже бывшего в употреблении. Вот так, оправдываясь экономическими и политическими «негараздами» в Украине и низкой покупательной способностью, мы сами и поддерживаем преступный бизнес.
Но вскоре этой мафиозной сети будет положен конец. Европейский Интерпол развернул программу «Стоп ворованным двигателям и лодкам». Уже проведено совещание в Украине с участием представителей силовых структур – СБУ, прокуратуры, МВД, а также таможенных органов. Выработан конкретный план действий, отданы соответствующие приказы по ведомствам. И вся эта работа будет проходить под неусыпным контролем Интерпола.
- С открытием навигации-2013 всем подразделениям водной милиции приказано тщательно проверять наличие документов на плавсредства. Особое внимание уделять подвесным двигателям – есть ли табличка с номером и соответствующие документы.
- В Укрморречинспекции (она занимается регистрацией плавсредств) уже подписан приказ о проверке всех документов за 2010, 2011, 2012 гг. в части регистрации лодок и катеров с подвесными двигателями мощностью свыше 25 л.с. При малейшем подозрении на фальшивость поданных документов они аннулируются, а владельцу будет предложено пройти регистрацию повторно, предоставив документы реальные.
- До сих пор при регистрации лодки с ворованным двигателем (даже если он импортного производства) органам государственной регистрации – Укрморречинспекции – достаточно было лишь документов купли-продажи на двигатель, выписанных каким-либо субъектом предпринимательской деятельности. Таким образом покупатель ворованного мотора не испытывал никаких затруднений при государственной регистрации такого плавсредства. При этом Укрморречинспекция, чтобы удостовериться в законном пересечении Государственной границы Украины, требовала копию таможенной декларации, заверенную печатью импортёра на лодку, катер, который регистрируется с ворованным двигателем. Так вот, в Кабмин Украины подан на подпись документ, который изменит положение о регистрации: уже в 2013 году обязательно будет требоваться копия таможенной декларации на ввозимый товар с мокрой печатью. При её отсутствии владельцу плавсредства с двигателем в регистрации будет отказано.
Это далеко не все меры, которые входят в международную программу Интерпола «Стоп ворованным двигателям и лодкам». Будет, например, усилен контроль со стороны водной милиции за судами на стоянках и водных акваториях; строго спросится и с владельцев, которые не спешат регистрировать купленную технику.
---
Журнал Фарватер №1/2013. Статья размещена с разрешения правообладателя.